Ad
  Узлы и детали моделей

Крылья и оперение

Лонжероны

Продольными силовыми элементами оперения конструкции крыльев являются лонжероны. Обычно они представляют собой рейки, стрингеры, идущие вдоль крыла, на которых монтируют нервюры.

Лонжероны бывают простые (из одной рейки) и наборные различного сечения. Их изготовляют из прямослойной сосны, плотной бальзы или углепластика.

Кромки

Передняя и задняя кромки и закругления крыльев и оперения образуют контур крыла.

Кромки должны быть прямыми и точно продолжать форму профиля. Искривления и перекосы недопустимы.

У простейших и комнатных моделей кромки являются силовыми продольными элементами, выполняющими роль лонжеронов.

Тонкие рейки, идущие вдоль крыла,- стрингеры, служат для поддержания обшивки и более точного соблюдения профиля.

В конструкциях из бальзы кромки вклеивают в виде заготовок, а затем их выстрагивают на месте по форме профиля.

Части, требующие повышенной прочности и гладкой внешней поверхности, например, лобовая часть крыла и законцовки, оклеивают или тонкой пластиной бальзы, которую затем шкурят, или плотной бумагой.

Нервюры

Нервюры являются поперечными элементами крыла и служат для придания ему определенного профиля.

Нервюры схематических моделей выполняют из бамбука.

Из наружного слоя бамбука вырезают пластинку шириной и толщиной в соответствии с толщиной нервюры. Длина пластинки берется на 30-50 мм больше длины наибольшей нервюры. Подготовленную таким образом пластинку загибают над пламенем по форме нервюры, обрезают по длине наибольшей нервюры и раскалывают ножом вдоль волокон на отдельные нервюры.

Для того чтобы пластинки раскалывались ровно, их нужно колоть всегда строго пополам. Нервюры, зачищенные шкуркой или маленьким рубанком, обрезают до нужной длины по чертежу и концы их заостряют для того, чтобы в дальнейшем вставить их в рейки, образующие переднюю и заднюю кромки крыла или оперения.

Нервюры из шпона. Толщина шпона составляет обычно 0,5-1 мм в зависимости от длины и конструкции нервюры. Обычно нервюры изготовляют без отверстий облегчения и только для крыльев, имеющих относительную высоту профиля менее 8%.

Способ изготовления нервюры следующий: вычерчивают профиль на зачищенном шкуркой куске шпона и прорезают насквозь острием ножа за два приема. Неровности зачищают, пазы для кромок и лонжеронов прорезают узкой стамеской. Вырезать нервюры надо на твердой ровной доске. Чтобы не расколоть нервюру, нужно всегда резать по слою, а не "в задир".

Нервюры из фанеры толщиной до 1,5 мм вырезают ножом, а толщиной свыше 1,5 мм выпиливают лобзиком. До окончательной формы доводят напильником или шкуркой. Разметку нервюр делают на зачищенной поверхности фанеры карандашом (чертилку применять нельзя, так как по следу чертилки фанера ломается).

Для крыльев прямоугольных постоянного профиля и трапециевидных, если расстояние между нервюрами одинаковое или убывает пропорционально, нервюры изготовляют следующим способом. Материал, из которого делают нервюры, разрезают на заготовки. Пакет заготовок сбивают длинными тонкими гвоздями, одну из длинных сторон пакета прострагивают и, приняв полученную плоскость за начальную, расчерчивают контур с обеих сторон пакета. Закрепляют металлические шаблоны. Затем приступают к обработке пакета по контуру, пропиливают пазы для стрингеров, лонжеронов и облегчения. После этого нервюры разъединяют и нумеруют в том порядке, в каком они были сложены.

Нервюры из бальзы. Бальзовые нервюры, как правило, делают без отверстий-облегчений. Бальзу распиливают на дощечки нужной толщины, на них переводят контур нервюр через копировальную бумагу и вырезают.

Бальза - материал мягкий и резать его лучше всего тонким ножом, осколком лезвия безопасной бритвы толщиной 0,1-0,2 мм или специальным ножом со сменными лезвиями толщиной не более 0,4-0,5 мм. Удобно вырезать нервюры при помощи специального металлического шаблона.

Усиленные нервюры изготовляют из фанеры или тонких липовых дощечек и для большей жесткости снабжают сосновыми или бамбуковыми полками, стойками и раскосами. Усиление нервюры устанавливают в местах разъема крыла, чтобы предотвратить деформацию мест разъемов под действием натяжения обтяжки.

Сборка крыльев и оперения

Сборка крыльев и оперения схематической модели заключается в соединении нервюр, передней и задней кромок и законцовок между собой.

Последовательность сборки крыльев и оперений схематических моделей следующая:
сращивают законцовки с передней и задней кромками;
размечают положения нервюр;
устанавливают нервюры;
приматывают лонжерон;
выравнивают готовый каркас над пламенем керосиновой лампы или спиртовки.

Крылья и оперения фюзеляжных моделей для получения точной формы без перекосов и искривлений собирают на специальном стапеле.


В некоторых случаях в качестве стапеля можно использовать ровную доску, например чертежную. На нее накладывают чертеж крыла или оперения, прикалывают кнопками и производят сборку по следующей схеме:
укладывают нижнюю полку лонжерона;
плотно насаживают на свои места нервюры, смазанные клеем в местах соединений с другими элементами крыла;
вставляют верхнюю полку лонжерона, переднюю и заднюю кромки;
сращивают законцовку с кромками;
вставляют корневую нервюру и заделывают концы лонжеронов;
зачищают кромки и снимают излишки клея;
закрепляют детали крепления;
обтягивают носок плотной бумагой или бальзой.

Порядок сборки многолонжеронных крыльев и оперений тот же, что и для однолонжеронной конструкции.

Крылья музейных моделей обычно делают целиком из переклеенной ольховой или липовой заготовки. Имитация металлической обшивки достигается окрашиванием нитролаками в соответствующий цвет.

Имитацию полотняной обшивки достигают изготовлением нервюр и каркаса с последующей обтяжкой тонкой тканью. Для упрощения работы можно не воспроизводить конструкцию целиком, а лишь наклеивать рейки в местах нервюр, стрингеров, шпангоутов и т. п.

Смотри также:


VFO - Необычный самолет вертикального взлета и посадки (5395)

Четырех-лопастная модель вертолета 'Gyrosaucer' (5772)

Самодельный ВЧ-модуль для передатчика RC-аппаратуры (4490)

Знакомимся с бесколлекторными моторами (3690)

Модельная электроника своими руками - простой сервотестер (3820)




Рекомендуемое разрешение - 800х600 и выше
Copyright © SkyFlex Interactive 1997-2022
E-Mail: webmaster