Ad
  Регуляторы оборотов электродвигателя

Регуляторы оборотов электродвигателя

Устройство и возможности регулятора

Регулятор можно разделить опять же на 2 части - одна (декодер) преобразует сигнал приёмника в соответствующие управляющие импульсы для второй части - выходного каскада (выходные транзисторы). Как отмечалось выше, в выходном каскаде применяются полевые транзисторы. Мотор, как нагрузка, может быть включён по "однотактной" схеме в "одностороннем" регуляторе, полумостовой - в "одностороннем" регуляторе с электронным тормозом или мостовой - в реверсивном регуляторе. Реализация декодера возможна как на аналоговых компонентах, так и на программируемом микроконтроллере. Такие цифровые регуляторы получили сейчас наибольшее распространение, но и аналоговые могут им не уступать в приложениях, где не требуется какой-то необычной характеристики регулировки мотора - например на электролётах. Кодеры ещё различаются по режиму работы - т.н. низкочастотные и высокочастотные. Это характеристика управляющих импульсов, поступающих на выходные транзисторы, а следовательно и на мотор. В низкочастотных они поступают синхронно с управляющими сигналами приёмника - т.е. частота около 50-60Гц. В высокочастотных частота управляющих импульсов значительно выше - от 2кГц и до 10кГц на самых новейших регуляторах. Такая повышенная частота значительно увеличивает эффективность регулятора и возможности регулировки мотора. Низкочастотные схемы сейчас уже устарели и выходят из употребления - это только могут быть самые дешёвые аналоговые регуляторы.

В автомодельных регуляторах становится очень важной функция электронного тормоза (при отсутствии возможности реверса), потому что другой тормоз обычно на модели не предусмотрен. Тормоз также необходим электролётам (конечно, не электровертолётам), чтобы остановить воздушный винт и предотвратить его раскручивание от набегающего потока (вращающийся винт сильно увеличивает лобовое сопротивление и ухудшает планирование). Сложные автомодельные регуляторы на микроконтроллерах могут обладать фантастическими возможностями - можно настраивать разным образом задержки включения и выключения газа, тормоза, различные характеристики кривых отклика на ручку управления (не только экспоненциальные, но и специально заданные по нескольким промежуточным точкам), задавать плавные характеристики разгона и торможения а также калибровать их для сигнала вашего передатчика. Некоторые даже имеют несколько встроенных программ для разных типов моделей и стилей езды и даже могут быть запрограммированы вашей индивидуальной программой при помощи специального интерфейса от персонального компьютера!

Для авиамодельных регуляторов не требуется такого богатого набора функций, разве что электрический тормоз, да иногда хорошо иметь экспоненциальную характеристику регулирования. Но на самолётах неплохо бы иметь возможность отключения питания мотора при разряде батареи ниже определённого порога, чтобы аппаратура управления не вышла из строя и иметь возможность управлять моделью во время посадки (если "борт" питается от ходового аккумулятора, о чём чуть позже). Конечно же, на вертолётах подобная работа регулятора может привести к аварии (это же касается и тормоза, который помешает даже попытаться совершить посадку на авторотации). Для глиссеров требования совсем широкие - подойдут любые регуляторы, обеспечивающие необходимый ток и эффективность.

Ещё отмечу одну систему, которая может присутствовать в регуляторе. Это схема питания аппаратуры (или "удаления батареи" - BEC - Battery Elimination Circuit) от ходового аккумулятора. При этом отпадает необходимость в дополнительном аккумуляторе бортовой аппаратуры. Это крайне необходимо на небольших летающих моделях. И вообще такой схемой снабжены все современные автомодельные регуляторы. Да и на глиссерах она будет не лишней хотя бы для экономии веса. Только на больших электролётах (для которых необходимо использовать от 15 элементов в батарее и больше размера C, SC или больших) - это как правило модели с размерами как у самолётов с ДВС от 6,5см куб и более, подобная схема питания "борта" не применяется. Модель и так достаточно большая и тяжёлая, так что ничто не мешает поставить отдельную батарею питания аппаратуры, к тому же, повышенное напряжение на входе стабилизатора приведёт к очень большим потерям в нём и скорее всего даже к выходу его из строя. А если поставить высокочастотный преобразователь питания, он создаст дополнительные помехи на приёмник и значительно уменьшит его чувствительность. Поэтому в мощных и "высоковольтных" регуляторах для больших моделей схемы питания "борта" не бывает.

Василий Яйлиян

Оглавление:


Необычные модели - Газонокосилка (4946)

Радиоуправляемый птеродактиль-махолет (1204)

Top Gear Space Shuttle - вот это ракета (5038)

Подбор элементов для аккумуляторной батареи (3657)

Как работать с бальзой (5368)






Рекомендуемое разрешение - 800х600 и выше
Copyright © SkyFlex Interactive 1997-2018
E-Mail: webmaster