Винты
Винт нелетающей модели воспроизводит конструкцию и, как правило, только внешние формы. Но винт летающей модели является ответственной деталью, от которой во многом зависит полет, он создает тягу, и к его изготовлению следует подходить очень внимательно.
Деревянные винты
Деревянные винты для летающих и нелетающих моделей большей частью изготовляют из древесины различных пород. При изготовлении клееных винтов хорошие сочетания по цвету и прочности дают клен с орехом и красное дерево с березой.
Способ обработки и последовательность операций при изготовлении винтов для резиномоторных моделей и моделей с поршневыми моторами примерно одинаковы.
Процесс изготовления состоит из следующих операций: изготовление по чертежу шаблонов из фанеры, целлулоида, картона или жести; заготовка болванки и ее разметки; сверление отверстия под вал мотора; обработка по шаблонам вида сбоку, а затем вида сверху; разметка максимальных выпуклостей кромок; грубая обработка болванки; обработка по профилям; зачистка с помощью шкурки, полирование; предварительная балансировка; снятие ворса; промежуточная балансировка; отделка; окончательная балансировка.
Винты для фюзеляжных резиномоторных моделей теперь почти всегда делаются складывающимися. Применяются и однолопастные винты. Лопасти винтов резиномоторных моделей изготовляют из бальзы или липы. Для экономии материала заготовку болванки иногда делают по развертке лопасти без закрутки ее, а затем, разварив в кипятке, закручивают, после чего лопасть вставляют в стапель и просушивают.
Металлические винты
Металлические винты, представляющие точные копии натуральных, делают только для музейных моделей.
Процесс изготовления винта состоит из следующих операций: изготовление подшипника вала винта; заготовка вала с диском для корпуса втулки; разметка диска; протачивание втулок лопастей; опиловка втулки винта и монтаж деталей; разметка заготовки лопасти; протачивание комля; обработка лопасти по шаблону вида сверху и вида сбоку; профилирование; зачистка шкуркой и полирование; сборка винта.
Лопасти вставляют под нужным углом во втулку и, просверлив сверлом (диаметром 1,5 - 2 мм) втулку совместно с комлем лопасти, вставляют штифт из проволоки.
Часто втулки винтов закрывают обтекателями, так называемыми коками, и тогда задача изготовления облегчается тем, что вместо втулки можно выточить кок и в нем высверлить отверстия для закрепления лопастей.
Пластмассовые винты из композиционных материалов.
Трудоемкость изготовления винтов и высокие требования, предъявляемые к прочности и точности их изготовления, побудили промышленность, вопервых, применять пластмассы типа полистиролов и, вовторых, прессовать (или шприцевать) их в металлических формах. Такие винты прилагают к моторам в качестве штатного набора мотор, бачок, подмоторный стендик для запуска, винт и ключи.
Моделистам-спортсменам приходится делать винты с уникальными требованиями. Так, например, двигатели скоростных моделей развивают частоту вращения до 40000 мин¹. В этом случае традиционные материалы не обеспечивают устойчивости и винты вибрируют. Приходится применять высокопрочные композиционные материалы стекло и углеволокно, кевлар и СВМ.
В условиях модельной мастерской или лаборатории технология изготовления винта выглядит так: по изготовленному деревянному винту (модели) делают форму из эпоксидной смолы ЭД-153 или ЭД-5. Модель винта формуют на пластилине с таким расчетом, чтобы будущая форма имела разъем по плоскостям носиков и хвостиков профилей винта, а общие габариты формы были бы больше габаритов винта на 5-10 мм.
Обрезав излишки пластилина, модель вместе с пластилином помещают в коробку-опоку из оргстекла и заливают эпоксидной смолой, приготовленной точно в рекомендованной пропорции с отвердителем. Так как полимеризация (затвердевание) смолы происходит при температуре более 15° С, а нам желательно, чтобы отверждение не шло слишком быстро, смолу следует охладить.
Если смола густая, надо добавить ацетон с таким расчетом, чтобы смола в конкретном объеме не начала нагреваться и "гореть" при 15° С.
Убедившись, что смола затвердела, модель винта вместе с пластилином удаляют из опоки. Если надо, опоку разбирают, пластилин снимают полностью, не вынимая модель винта, отпечаток винта осматривают и, если надо, дорабатывают. Затем полученную форму вместе с винтом помещают в ту же опоку из оргстекла, но в перевернутом положении. Модель винта и поверхность формы надо смазать мастикой типа "Эдельвакс" или раствором оргстекла в дихлорэтане.
После того как смола хорошо застынет, форму освобождают от опоки из оргстекла, разнимают, проверяют ее внешний вид, после чего совместно обрабатывают обе половинки формы по контуру. Форму укладывают в металлические опоки, лучше всего фрезерованные. Тут надо иметь в виду, что разъем опок будет по винтовой линии. Поверхность разъема смазывают разделительным слоем. Зазоры между формой и опоками заполняют смолой. Заполнение зазоров опок производят через отверстия и тщательно следят за тем, чтобы смола заполнила зазоры между формой и опокой.
Разняв опоки после затвердения смолы и проверив качество заполнения, модель винта удаляют, а готовую форму заполняют композитом, то есть углеволокном или другим материалом, располагая волокна вдоль лопастей предполагаемого изделия с таким расчетом, чтобы при последующем сжатии опок облой (излишки) был бы минимальным, а количество волокна в композите наибольшим.
Сжатие опок можно производить в слесарных тисках или струбцинами при пониженной температуре внешнего воздуха (не более 15° С), помня, что смола вытекает постепенно и в процессе затвердевания следует увеличивать сжатие, то есть "дожимать". После затвердевания смолы опоки разнимают и вынимают винт. Сняв облой, приступают к доработке полученного винта по сечениям напильниками и циклями, а затем полируют.
Изготовленные таким способом винты отличаются очень высокими качествами. Однако технологический процесс требует сноровки и умения.
Для ускорения вытекания излишков смолы можно делать по стыку формы выпарники небольшие канавки в плоскости разъема формы.
Смотри также:
|