Ad
  Помехи и отказы в работе RC-аппаратуры | главная | школа | карта | поиск |  

Помехи и отказы в работе RC-аппаратуры

Минимизация помех и отказов соединительных бортовых цепей

Рассмотрим вариант верхнеплана с отъемным, неразъемным в центроплане крылом.

Прежде всего, еще до обтяжки крыла, в удобном месте (снизу и чуть впереди задней кромки), на прочной фанерной или стеклотекстолитовой площадке, вклеенной заранее между нервюрами центроплана, устанавливаем разъем (папу) типа DB-9. Такие 9-штырьковые разъемы используются в вычислительной технике в качестве разъема СОМ-порта. Они дешевы и легкодоступны для большинства моделистов, кроме того, по каждому контакту такого разъема можно смело "гнать" ток до 3-5 ампер без заметных потерь. Ответную часть (маму) разъема устанавливаем на фюзеляже. В этом случае разъем будет выполнять сразу две функции - собственно разъема, и центрующей направляющей крыла. В крыле, непосредственно под (над) установленным разъемом обязательно оставляем небольшой бункерок, в который, в дальнейшем, будут выходить провода от крыльевых машинок. Будет не лишним, также, сразу вклеить в крыло тонкостенные пластиковые трубки-боудены диаметром ~5 мм от этого бункера до люков, в которых будут устанавливаться крыльевые РМ. Эти трубки будут служить "кабельными каналами" для проводов, идущих к машинкам. Разумеется, трубки не должны изгибаться под большими углами, чтобы затем в них можно было засунуть сигнальные и питающие провода РМ.

Аналогичные каналы вклеиваем в фюзеляж, если будем устанавливать РМ в хвостовой его части или наоборот, вынесем РМ в нос. Для каждой машинки желательно провести отдельный "кабельный канал".

После предварительного монтажа всей аппаратуры на модели ( в том числе и в крыле) измеряем длину каждого канала и добавляем к этому размеру еще миллиметров 100-150 (лишнее потом можно будет отрезать). Тоже самое делаем для хвостовых и носовой машинки. Отмеряем по три провода (лучше всего - провод МГТФ сечением не менее 0.15 кв. мм) - нужной длины для каждой машинки, и сплетаем их "косичкой" - как показывает многолетний опыт, такое плетение обеспечивает минимальные помехи от РМ. Разумеется, нужно маркировать каждый провод в такой плетенке, чтобы не ошибиться при дальнейшей распайке разъема. Аккуратно разбираем корпус РМ и припаиваем заготовленные длинные "концы" вместо коротенького штатного кабелечка. Собираем РМ и заливаем автомобильным силиконовым герметиком место выхода нашего длинного провода. Очень желательно каждый длинный провод продеть сквозь ферритовое кольцо подходящего размера (к примеру - М1500 10х6х4 мм). Еще лучше - намотать 1-2 витка этой косички на кольцо. Колечко можно термоклеем приклеить прямо к корпусу РМ, или разместить где-то рядом, на минимальном расстоянии от РМ. Если же такие ферритовые ВЧ-фильты установить на удалении от РМ (источника активной помехи), эффективность фильтрации существенно снизится. Такая простая мера сводит к минимуму все электромагнитные переизлучения от активных помех РМ. После этого устанавливаем РМ на предназначенное для нее место, а провод протаскиваем по трубке-каналу до центрального разъема в центроплане и распаиваем его на общем разъеме.

Девятиштырьковый разъем позволит скоммутировать в крыле до 5-6 рулевых машинок: 4 контакта (по 2 в параллель для обеспечения гарантированной работы соединения на максимальных токах) используем для подачи напряжения на все машинки, а остальные контакты будут служить для подачи на РМ сигнала с дешифратора приемника. Если необходимо в крыле установить большее количество машинок, можно использовать аналогичный разъем на 15 или более контактов. В случае крыла с отъемными консолями подобные разъемы можно установить в корневой нервюре каждой половинке крыла и в боковых стенках фюзеляжа. Такое соединение абсолютно надежно, кроме того, при серьезных авариях оно просто "отстегивается" вместе с крылом, сохраняя все электрические цепи невредимыми.

Внутри фюзеляжа одиночные провода от ответной части разъема присоединяются к гнездам нужных каналов приемника через такие же слаботочные "мамочки", как и на штатных проводах от РМ (можно использовать "ленточный" кабель, только количество проводников в нем желательно удвоить - между соседними сигнальными проводами кабеля разместить провода, присоединенные к "массе" питания, это улучшит развязку между каналов управления), а питание на все бортовые РМ подается отдельно ( и "+", и "-" питания), минуя приемник - сразу от выключателя питания. Будет не лишним для этого даже установить небольшую печатную платку или колодочку, рассчитанную для подпайки сразу нескольких проводов.

С этой же колодочки будет подаваться отдельными проводами питание на приемник. Здесь же стоит установить фильтрующий керамический конденсатор емкостью порядка 0.1 мкф, и электролит емкостью порядка 1000.0 мкф, на рабочее напряжение 10. Такой комбинированный фильтр позволит существенно уменьшить паразитные связи между бортовыми устройствами, и несколько снизит просадки напряжения, возникающие в результате пиковых потреблений тока рулевыми машинками.

Если же питание на приемник подать с этой колодки через маломощный диод Шоттки (падение напряжения на этих диодах ~ 0.3 вольта, т.е. существенно меньше, чем у кремниевых и германиевых диодов), после которого поставить еще один электролит емкостью 500.0-1000.0uF * 6.3V (установка здесь же и керамического конденсатора тоже не помешает), то удастся практически полностью защититься от кратковременных "просадок" напряжения питания, возникающих в силовых цепях борта по той, или иной причине. Работать эта простая схема будет так: при нормальном бортовом напряжении электролит будет заряжен до напряжения Uпит - 0.3V (падение на диоде), а в моменты "просадки", когда напряжение в сети борта кратковременно снизится больше, чем на 0.3 вольта, диод "запрется", но напряжение питания приемника останется прежним - электролит будет выполнять функции "батарейки" небольшой емкости, которой хватит почти на полсекунды нормальной работы приемника и дешифратора (столько импульсная помеха не живет!). После исчезновения "просадки", напряжение бортовой сети вернется у прежнему уровню, диод откроется, и электролитик фильтра питания приемника снова "подзарядится" до нормального напряжения. Этот дополнительный фильтр можно разместить на той же самой "раздаточной" плате или колодке.

Разумеется, провода питания, идущие от аккумулятора к выключателю питания и к этой колодочке, должны иметь сечение, рассчитанное на максимальный потребляемый ток всеми бортовыми устройствами, кроме ходового двигателя. Во всяком случае, для модели с 5-6 стандартными РМ это сечение не должно быть меньше, чем 1 кв мм.

Эти простые меры позволят отказаться от ненадежных бортовых разъемов и сведут к минимуму вероятность отказов по их вине.

Очень часто через тот же разъем подключается к приемнику и антенна, вклеенная в крыло при его сборке. В качестве антенны прекрасно будет работать такой же провод МГТФ необходимой длины. Этот провод-антенну лучше вклеить под обшивку "лобика" или вдоль передней кромки крыла.

Кстати, в целях удобства эксплуатации приемника я уже давно применяю "съемную" антенну - на расстоянии 50-100 мм от приемника штатная антеннка отрезается, и в это место впаивается контактная группа "папа-мама" диаметром 0.8-1.0 мм от разъема типа РС, или аналогичного. Конечно, каждую половинку этого одинарного разъемчика желательно защитить термоусадочной трубкой. Теперь приемник при необходимости можно достать из одной модели и установить на другую модель, с заранее вклеенной антенной точно такой же длины.

Соединение ходового двигателя с контроллером также желательно осуществлять без разъемов, а пайкой. В ряде случаев для подключения мощного ходового мотора можно использовать одиночные штырьковые золоченые разъемы, иногда применяемые в фирменной низкочастотной Hi-Fi аппаратуре для подключения мощных акустических колонок (громкоговорителей). Такие разъемы могут коммутировать токи до 50-70 ампер и имеют очень низкое контактное сопротивление, правда весьма дороги, и несколько тяжеловаты.

Эти рекомендации, конечно не относятся к маломощным электродвигателям класса Спид 280-400 - такие моторчики можно подключать и через менее экзотические соединители, "добытые", к примеру из многоштырьковых разъемов типа РС.

Все права на статьи принадлежат И.В. Карпунину (aka Glider).


Летающее блюдце (5141)

Летающий школьный автобус (5143)

Радиоуправляемый микровертолет 'Pixel 2000' массой 48 грамм (5140)

Подбор элементов для аккумуляторной батареи (3856)

Модельная электроника своими руками - тахометр (2771)






Рекомендуемое разрешение - 800х600 и выше
Copyright © SkyFlex Interactive 1997-2018
E-Mail: webmaster