Ad
  Помехи и отказы в работе RC-аппаратуры | главная | школа | карта | поиск |  

Помехи и отказы в работе RC-аппаратуры

Помехи от соединительных проводов и разъемов

Соединительные провода и разъемы.

Многие считают, что эти простейшие элементы бортового оборудования не могут являться источниками каких-либо помех, но это ошибочное мнение. Мало того, что бортовые разъемы, как и соединительные провода очень часто являются источниками пассивно-активных помех, но при их непосредственном участии все виды помех, рассмотренные выше, распространяются по всему бортовому оборудованию.

Большинство бортовых разъемов сосредоточено в корпусе приемника, и все они впаяны в печатную плату, на которой обычно расположен и ВЧ приемный тракт. С помощью этих разъемов на приемник подается бортовое питание. С приемника на рулевые машинки по таким же разъемам подается не только управляющий сигнал, но и питающее их напряжение. Таким же путем с приемника снимается управляющий сигнал на контроллер ходового двигателя.

Вследствие того, что к штыревым частям разъемов (они называются - папы), впаянных в печатную плату приемника, очень часто присоединяются и отсоединяются ответные части (это - мамы) с соединительными проводами, идущими к другим бортовым устройством, эти места являются очень нагруженными в механическом смысле, и нередко попросту расшатываются и разбалтываются в месте пайки, что приводит к появлению пассивных потерь в цепях отдельных каналов управления. А так как по этим же разъемам подается питание на приемник, и обратно - на исполнительные механизмы, то эти места, вследствие неизбежного искрения становятся еще и источниками активных помех, возникающих в непосредственной близости от входных ВЧ цепей приемного тракта. Дополнительным источником таких же помех постепенно становятся и сами пары "контактный штырь - контактное гнездо" разъемов, которые не только постепенно разбалтываются в процессе эксплуатации, но и просто окисляются под воздействием неизбежно попадающих туда компонентов топлива для ДВС, или других агрессивных компонентов, коих в атмосфере предостаточно. Механическое нарушение контакта в разъеме обнаруживается быстро - при первом же явном сбое, или в результате простого подергивания за провод, идущий к разъему, а вот окисление контакта порой довольно долго может приносить периодические неприятности, например, в виде внезапных подергиваний рулевых машинок. Но при проверке на земле все бывает обычно в норме. Дело в том, что при проверке работоспособности РМ без аэродинамической нагрузки, воздействующей на рулевые поверхности, двигатель РМ потребляет не максимальный ток, и поэтому на окислившемся контакте разъема падает не очень большое напряжение. А вот при работе в воздухе, когда от машинки требуются максимальные усилия, ее двигатель начинает работать "на форсаже", и потребляемый им ток достигает максимальных величин, вследствие чего растет и падение напряжения на плохом контакте разъема. Машинка вроде бы работает, но как-то вяло, с подергиваниями, что часто воспринимается пилотом как возникновение внешней (эфирной) помехи.

Чтобы свести к минимуму вероятность подобных помех, необходимо: во-первых, очень осторожно проводить все коммутационные работы на борту модели, не дергать за провода, а вставлять и вынимать отъемные части разъемов только за корпус, и во-вторых, при монтаже радиооборудования на борту модели не допускать даже малейшего натяжения соединительных проводов. Кроме того, все провода должны быть закреплены внутри фюзеляжа модели скотчем для исключения каких-либо "телепаний".

Дополнительной предохранительной мерой может служить и выбор разъемов не с лужеными (как в дешевых моделях аппаратуры), а с золочеными контактными штырями и гнездами. Подобные разъемы широко используются в вычислительной технике, и если у вашей аппаратуры луженые, или даже посеребренные разъемы, я рекомендую при первой же возможности заменить их на золоченые.

Вообще, я хочу заметить, что разъемы общепринятого в модельной аппаратуре стандарта заведомо ненадежны, т.к. не предназначены для коммутации тока больше 0.5-0.8 ампера - а это обычная величина тока РМ среднего класса, работающей под средней нагрузкой. А мощные рулевые машинки, тем более - цифровые, порой потребляют токи гораздо превышающие эту величину - до 1.5 ампер и более. Кроме того, частенько к приемнику подключают сразу 8 машинок и более (при их дублировании), которые вместе, в некоторых ситуациях, могут потреблять суммарный ток до 10-15 ампер! А ведь питание на все РМ подается через единственный разъем, к которому подключается бортовое питание! Очевидно, что такие нагрузки на разъем питания приемника также серьезно увеличивают вероятность отказа аппаратуры.

Большинство фирм, выпускающих рулевые машинки (и прочие аксессуары) оснащает свою продукцию соединительными кабелями длиной 150-200 мм, чего бывает явно недостаточно в большинстве случаев. Ведь только на небольшой модели все РМ и приемник монтируются рядом, в одном тесном отсеке фюзеляжа. На большеразмерных моделях большинство машинок устанавливается на значительном удалении от приемника - в консолях крыла, в хвостовой части фюзеляжа, и т.д. Часто в центральной части фюзеляжа остается только приемник и бортовой источник питания. При этом приходится удлинять соединительные провода, подающие питание и сигнал управления на рулевые машинки. Многие моделисты в качестве удлиняющих проводов стараются использовать фирменные удлинители различной длины, оснащенные разъемами с обеих сторон. Никто не задумывается над тем, что каждый такой удлинитель удваивает вероятность отказа РМ, к которой он подходит - ведь вместо одного "хилого" места (разъема) их становится два.

Категорически не рекомендую ни при каких обстоятельствах использовать Y-образные разветвители, и даже просто подключать к одному канальному выходу приемника сразу две РМ. Известно множество случаев, когда даже абсолютно работоспособные машинки, соединенные вместе, начинали "творить чудеса". При острой необходимости такого подключения следует "развязать" между собой сигнальные цепи машинок эмиттерными повторителями или ключевыми каскадами (правда в этом случае произойдет реверсирование канала).

Становится очевидным, что на серьезных моделях целесообразно отказаться от применения не только удлинителей, но даже и от штатных разъемов.

Как это сделать? Да очень просто!

Все права на статьи принадлежат И.В. Карпунину (aka Glider).


Четырех-лопастная модель вертолета 'Gyrosaucer' (5772)

Уникальная модель космического истребителя X-Wing (5775)

Подбор элементов для аккумуляторной батареи (4491)

Знакомимся с бесколлекторными моторами (3690)

Как создать на компьютере чертежи и распечатать их в нужном масштабе (4970)




Рекомендуемое разрешение - 800х600 и выше
Copyright © SkyFlex Interactive 1997-2022
E-Mail: webmaster