Ad
  Помехи и отказы в работе RC-аппаратуры | главная | школа | карта | поиск |  

Помехи и отказы в работе RC-аппаратуры

Помехи от бортового аккумулятора и выключателя питания

Бортовая аккумуляторная батарея и выключатель питания также могут являться источником помех, которые можно классифицировать как активные. К сожалению, простых методов выявления и устранения помех, создаваемых этими устройствами нет. Возникновение помехи в этом месте однозначно ведет за собой довольно трудоемкий ремонт, а чаще - дорогостоящую замену вышедшего из строя элемента.

Не зависимо от того, есть ли на модели ходовой двигатель, или нет, низкое качество "батарейки" наверняка рано или поздно приведет к отказу всего бортового оборудования. Именно поэтому к выбору бортовых аккумуляторов, и к их эксплуатационному состоянию, следует относиться с максимальной ответственностью.

Прежде всего, необходимо постоянно следить за уровнем разряда батареи, и контролировать ее электрическую емкость.

Фирменные батареи обычно наглухо затянуты в рубашку из термоусадочной трубки, что не позволяет контролировать параметры каждой банки, а это - очень важно. Дело в том, что обычно начинает "хандрить" не вся батарея, а какой-то один из входящих в нее аккумуляторов. Для систематической проверки параметров всех банок батареи я рекомендую сделать в оболочке батареи, у каждой банки, аккуратные круглые вырезы (в процессе эксплуатации их можно просто заклеивать скотчем) диаметром ~ 10 мм до металла корпуса, для того, чтобы можно было подключить измерительный прибор, или разрядник, к любой отдельно взятой банке. При заряде батареи обычным зарядником рекомендую через каждые 30 минут измерять напряжение на каждой банке электронным вольтметром с точностью не менее 0.01 вольта, и результаты записывать в специальную тетрадь. Накопленная статистика позволит вам заранее прогнозировать выход из строя вашего бортового аккумулятора, и предотвратить неизбежную гибель модели по этой нередкой причине.

У хорошей батареи разница напряжений на каждой банки в любой момент зарядки не должна превышать 0.05-0.1 вольт. Те же самые измерения стоит проводить и при "тренировочных" разрядах батареи. В том случае, если при разряде остаточное напряжение на каком-то элементе существенно превышает напряжение на других элементах (это говорит о том, что данный элемент имеет бОльшую электрическую емкость, чем остальные), его стоит отдельно доразрядить с помощью простой последовательной цепочки, состоящей из кремниевого диода с максимальным рабочим током не менее 1-2 ампер (например - 1N4001-1N4007) и резистора номиналом 1-2 ома и мощностью не менее 2 Вт. Разряжать аккумуляторы при тренировочных циклах можно до уровня ~ 0.5 вольт на элемент, но сразу же после этого начинать процесс заряда.

Стоит, также, систематически контролировать и фиксировать нагрузочную способность элементов батареи путем контроля напряжения каждой банки под общей нагрузкой током ~ 1 ампер (имеется в виду обычная, а не ходовая батарея). Для бортовой четырехбаночной батареи с напряжением, равным 4,8-5,5 вольт, нагрузочный резистор должен иметь сопротивление ~ 5 ом, и мощность рассеивания не менее 10 ватт. Очень хорошо для этой цели использовать 6-вольтовую лампу накаливания подходящей мощности. Как говорилось выше, разница в напряжениях на разных банках батареи на должна быть значительной. Вообще, необходимо иметь в виду, что измерять напряжение на бортовом аккумуляторе всегда следует только под нагрузкой, т.к. на холостом ходу ЭДС даже "дохленькой" батарейки (или отдельного ее элемента) может оказаться достаточно высокой. Выявленный элемент с ухудшенными параметрами следует незамедлительно заменить.

Еще одним эффективным способом борьбы с помехами и отказами, происходящими по вине бортового источника питания (и не только), является гальваническая развязка всех цепей приемника, контроллера и рулевых машинок. Обычно при этом на борт устанавливается два отдельных аккумулятора. От первого питается только приемник, от второго - все рулевые машинки и ходовой двигатель (иногда для ходового двигателя устанавливают еще и третий аккумулятор). Развязка по цепям управления каждого канала при этом осуществляется с помощью отдельных оптопар. Этот способ очень эффективен, т.к. практически полностью исключает паразитную взаимосвязь между бортовыми устройствами, но дорог, громоздок, и, на мой взгляд, его применение оправдано только на больших моделях, где есть необходимость установки более 8-10 рулевых машинок.

Более подробно о свойствах, характеристиках и эксплуатационных особенностях NiCd и NiMg батарей можно прочитать на сайте www.rcdesign.ru, правда, там речь идет только о силовых батареях двух-трех ведущих производителей.

Выключатель питания. На первый взгляд - простой элемент, который, вроде бы, и не может послужить причиной отказа аппаратуры и гибели модели. Это далеко не так. Дело в том, что на современных моделях, а тем более на моделях с ходовым двигателем, коммутируемые таким выключателем токи порой достигают десятков ампер! В результате этого контактная группа выключателя постепенно подгорает, и его контактное (внутреннее) сопротивление резко возрастает, причем это сопротивление может иметь нелинейный характер в зависимости от проходящего тока - при увеличении тока растет и контактное сопротивление выключателя. Это приводит к резкой просадке бортового напряжения, вплоть до 2-3 вольт, со всеми вытекающими последствиями. Выявить причину отказа в этом случае бывает довольно сложно, т.к. при обычном контроле выключателя "на закоротку", вроде бы все бывает в порядке. Поэтому выключатель питания тоже необходимо контролировать в реальных условиях - при прохождении через него больших токов известной величины, цифровым вольтметром измерить падение напряжения на контактной группе выключателя с точностью не хуже 0.01 вольт. Затем по закону Ома (I=U/R) вычислить контактное сопротивление. У хороших, мощных выключателей этот параметр должен быть не хуже 0.001-0.002 ом, что обеспечит при токе в 50 ампер падение напряжения на нем не более 0.05-0.1 вольт. Но даже в этом случае на выключателе будет рассеиваться достаточно большая мощность, приводящая к нагреву контактов.

Так что к выбору механического выключателя бортового питания следует отнестись со всей серьезностью и ответственностью.

В последнее время появились электронные выключатели бортового питания. В их основе лежит полупроводниковый ключ, способный пропускать ток до 100 ампер, и имеющий очень низкое напряжение насыщения (что эквивалентно низкому проходному сопротивлению). Обычно в качестве подобного ключа используют мощные MOSFET транзисторы. Управляется такой электронный ключ любым маломощным выключателем, что обеспечивает очень высокую надежность устройства.

Все права на статьи принадлежат И.В. Карпунину (aka Glider).


VFO - Необычный самолет вертикального взлета и посадки (5391)

Оригинальная модель летающего крыла с толкающим винтом 'Variante 50' (7058)

Устройство 'подкала' свечи ДВС (4485)

Знакомимся с бесколлекторными моторами (3682)

Как работать с пленкой Oracover (4105)




Рекомендуемое разрешение - 800х600 и выше
Copyright © SkyFlex Interactive 1997-2022
E-Mail: webmaster